ПОЯВЛЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ РАССКАЗОВ В ВИДЕ ДЕТАЛЕЙ И ОБРАЗОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.73.2.022Ключевые слова:
рассказ, фольклор, мотив, деталь, святыня, персонаж, архетип, колоритАннотация
В статье было рассмотрено определение характерных черт устной литературы в рассказах таких писателей, как известные представители современной казахской прозы Ш. Муртаза, М. Магауин, К.Тюменбай, С. Асылбекулы, К. Жусупбек, Н.Даутайулы, Ж. Шаштайулы, Т. Шапай, Ж.Ахмади, Д. Рамазан, М. Омарова.
Цель статьи – определить появление фольклорных элементов в виде деталей и образов в рассказах казахских писателей.
Научная значимость работы заключается в определении связи произведений современной казахской литературы с фольклором, использование в деталях художественного фольклора таких мотивов, как сновидение, жертвоприношение возлюбленных, идеальный друг героя, мифические верования, обычаи, животные и т.д.
Практическая значимость работы заключается в том, что нахождение фольклорных мотивов в современных казахских рассказах и сопоставление их с образцами устной литературы помогает находить решения практических задач фольклористики и казахской прозы.
При проведении исследовательской работы использовались методы дискурсивного анализа, сравнения, изложения текста художественного произведения.
В результате исследовательской работы:
– выявлено, что детали цветового толкования в рассказах Куыршак М. Магауина, Адам К. Туменбая, Айна сара Т. Шапая использованы на основе народных примет;
– проанализировано, что рассказы Ж. Коргасбека Миллион ара, миллион жылан жане мен и Жол устинде М. Омаровой отличаются архетипическими мотивами;
– в рассказе Н. Дауитайулы Айгыркиси для уточнения творческого пространства рационально используются такие фольклоризмы, как святой и кие (святыня).
Полученные результаты способствуют развитию представлений о фольклористике, литературоведении, народных мотивах, элементах фольклора в лингвофольклористике.
В заключение следует отметить, что выражение фольклорной коммуникации в современных нарративах отличается от коммуникации генетической, причем авторские стремления отдают приоритет гармоничной коммуникации.