СТЕПНОЕ ЗНАНИЕ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.70.3.027Ключевые слова:
степное знание, литература, концепт, культура, код, эстетика, философия, гетеротопияАннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития степного знания тюрков, отражения его содержания, функций, когнтивной и коммуникативной природы в современной литературе и искусстве Казахстана. Данный концепт осмысливается в широком цивилизационном историко-культурном диапазоне, с привлечением данных философии, археологии, истории, мифологии, литературы и других направлений. Степное знание выступает значимой эпистемой номадического общества, степной цивилизации в целом. Новизна исследования заключается в когнитивном и феноменоменологическом рассмотрении междисциплинарной проблематики степного знания, актуализированного в современном художественном дискурсе Казахстана, выявлении его жанрово-стилевых, философских характеристик. Научная значимость работы заключается в обосновании и аргументации важных направлений эстетико-философской реконструкции компонентов степного знания в национальной литературе и искусстве, термина «степное знание» в общегуманитарном межпредметном контексте.
Парадигматика степного знания четко и ясно коррелируется с культурным кодом нации, отражающим специфику ее материального, духовного бытийного пространства. В статье определяются и обосновываются такие отличительные признаки данного знания, как безусловная принадлежность степному ареалу, постепенность формирования, длительное перманентное развитие и широкое распространение во всех слоях общества, вариативность, исключительная метафоризация и объективация в осмыслении фактов истории, философии, культуры, текущих вопросов кочевого общества. Отсюда – онтологическая емкость степного знания, особенности его повсеместного распространения и трансляции. Практическая значимость данного исследования определяется представлением перспективной оригинальной техники герменевтической реконструкции базовых конструктов Степного гнозиса, анализа нарративной структуры, гетеротопий, семантики и стилистики текста.
Методология исследования включает в себя методы семиотического, когнитивного, литературоведческого, нарративного, структурного, аксиологического анализа, технику герменевтической реконструкции. Разрабатываются поэтологические особенности отражения в современном искусстве значимых историко-культурных кодов, связанных с городами и другими топосами Великой степи. Данный тезис особо проявляется в исторических произведениях (Жүсіп Баласағұн, Саки, Гибель Отрара, Қыпшақ аруы) и текстах постмодернисткой направленности (Казахский эротический роман, Дом суриката, Гүлдер мен кітаптар). Результатами исследования выступает научное обоснование концептуальной целостности Степного знания как специфической знаниевой парадигмы, сохранения его историко-философской и эстетической ценности в современном художественном дискурсе Казахстана.