ВТОРИЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЛИТЕРАТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ “THAMES: SACRED RIVER” ПИТЕРА АКРОЙДА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.4.75.021Ключевые слова:
литературно-страноведческий жанр, антропоцентрическая парадигма, когнитивная лингвистика, теория языковой интерпретации, типы интерпретации, функции, когнитивные модели и механизмы, языковые средстваАннотация
Статья посвящена анализу подглавы “The workers of the river” из литературно-страноведческого произведения Питера Акройда “Thames: Sacred River”. Целью исследования является обосновать способ создания жанрового гибрида, основанного на интеграции коллективного и индивидуального знания, в рамках теории языковой интерпретации мира и знаний о мире как проявления антропоцентрической сущности языка. Актуальность исследования обусловлена междисциплинарным подходом к изучению литературных произведений с позиции литературоведения, когнитивной лингвистики и лингвистики текста. Научная новизна состоит в эффективном применении методологии когнитивной лингвистики к объяснению механизмов формирования нового вида жанрового гибрида в литературе.
Методами исследования являются следующие: концептуальный и лингвостилистический анализ, а также анализ отдельных текстовых категорий.
Основной результат исследования состоит в выводе о том, что литературно-страноведческий жанр анализируемого произведения создается в процессе авторской вторичной интерпретации фактической информации о мире при помощи соответствующих когнитивных и языковых моделей формирования смыслов, а также средств репрезентации их в языке. Собственное видение и понимание Питером Акройдом коллективной информации о рабочих реки создали дополнительные интерпретирующие смыслы и расширили содержание концепта THAMES как решающего фактора социально-экономического развития региона и страны благодаря формированию Речного рынка труда, формированию первого индустриально-торгового населения в Англии вокруг Темзы в18-19 веках, урбанизации прибрежной области и формированию социокультурных типов речных рабочих.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в различных теоретических курсах по литературоведению, когнитивной лингвистике, лингвистике текста, стилистике, а также в практических семинарах по интерпретации текста.