ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Авторы

  • Данута Герчинска
  • С. Абишева
  • М. Молдагали Казахский национальный педагогический университет имени Абая

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.65.2.004

Ключевые слова:

поэзия, цветобозначения, Александр Кушнер, частотный словарь, семантика, лексические комбинации, темы, поэтический мир

Аннотация

В представленной статье проведен поэтический анализ цветообозначений в творчестве А. Кушнера. Он – поэт жизни, и эта любовь к жизни проявляется и в цветовых образах его поэзии. В данной статье анализируется цветообозначение в поэзии с целью выявления их роли, а также в качестве основных или дополнительных элементов при создании семантики текста. На материале трех поэтических книг – «Таврический сад» [1984], «Земное притяжение» [2015] и «Осенний театр» [2020]  были составлены частотный словарь цветообозначений, сделан семантический анализ трех часто использованных цветовых обозначений и выявлены лексические комбинации с цветовыми элементами, собранных с помощью программного комплекса «Гипертекстовый поиск слов-спутников в авторских текстах». Исследование было проведено при помощи собирательного, описательного, сравнительно-сопоставительного и структурного методов анализа.

Данное исследование помогло выявить частотность цветовых образов в поэтических текстах Кушнера и позволило выделить его основные цветовые элементы (белый, черный, синий, голубой, зеленый, желтый, красный и золотой) и наименее употребительные (серый, оранжевый, розовый, лазурный, бирюзовый, лиловый, сиреневый, серебристый, медный и бронзовый).

В работе проанализирована семантика триколора и лексические комбинации с ними в поэтических текстах поэта, что позволило выявить употребительность цветов в определенных тематических блоках. Анализ триколора Кушнера показал, что семантика и лексические комбинации синего, зеленого и красного цвета схожи в образах. Функции основных колористических элементов описывают живую природу (растительность), неживую природу (небо, химические элементы) и предметный мир.

Все лексические комбинации трех цветов образуют общие пары со словом «жизнь». Таким образом, в данной работе, мы пришли к выводу, что любовь к жизни А. Кушнер передает через эти яркие цвета. 

Результаты исследования будут использованы для создания модели анализа цветовых элементов современных поэтических текстов. Также, статья будет использована для создания функционального тезауруса цветовых обозначений поэзии Александра Кушнера. 

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

Статьи