ОБЪЕМ И ОТГРАНИЧЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Авторы

  • Комуцци Л.В. КазУМОиМЯ имени Абылай хана

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.65.2.008

Ключевые слова:

художественный текст, художественная коммуникация, стилистика декодирования, объем текста, отграниченность текста, позиционная теория текста, Дж. Джойс, "Дублинцы", "Прах"

Аннотация

Художественный текст является предметом исследования многих лингвистических традиций. Тем не менее, он остается категорией, открытой для дальнейшего изучения. В данной статье мы рассмотрим с позиций лингвистики текста и стилистики декодирования такие, казалось бы, простые характеристики текста, как его объем и границы. Отталкиваясь от определений, предложенных в лингвистике текста 1970-х годов и в семиотической концепции Ю.М. Лотмана, которая представляет художественный текст через критерии экспрессивности, изолированности и структурности, мы сосредоточимся на современном понимании текста как сложного знака, пробуждающего читательскую рефлексию. Мы полагаем, что данное свойство художественного текста обеспечивается не столько автономностью, сколько прозрачностью его семантической структуры. Наша теоретизация будет подкреплена текстовым анализом, главным образом анализом рассказа Дж. Джойса «Прах» из сборника «Дублинцы». Процедура предполагает выявление смысловых связей между заголовком, началом и концом повествования и символическим контекстом всего рассказа, который, в свою очередь, взаимодействует с тематической структурой всех рассказов дублинского цикла. Результаты исследования свидетельствуют об относительности понятий отграниченности и объема текста и об их высоком потенциале для дальнейших исследований в области когнитивной стилистике.

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

Статьи