ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АРХЕТИП ПОЭТА» НА ПРИМЕРЕ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА АБАЯ КУНАНБАЕВА

Авторы

  • М. Амангазыкызы Еуразия гуманитарлық институты

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.44.50.021

Ключевые слова:

архетип, архетип поэта, модель архетипа поэта, личность, казахская поэзия, творчество Абая Кунанбаева, личность Абая, образ Абая

Аннотация

В данной статье уточняется и дифференцируется понятие «архетип поэта» на примере личности и творчества Абая Кунанбаева. Цель научного исследования – рассмотреть зарождение и формирование архетипа поэта в казахском литературоведении на примере реальной (а не литературной) личности. Основным направлением научного исследования являются теоретические вопросы литературоведения. Основная идея научной  работы – под архетипом поэта понимается некая выдающаяся гениальная личность, которая, в силу присущих ей индивидуальных качеств, может обладать рядом символических, архетипических свойств, помещающих личность поэта (гения) во вневременную парадигму культуры. Научная значимость исследования заключается в том, что в нем впервые «архетип поэта» осмысляется как феномен, специфический для казахской литературы, выясняется его роль в становлении казахской социальной и философской прозы. На основе анализа биографических данных, а также литературных произведений и философских трактатов сформулированы критерии, на основе которых выделяется «архетип поэта». В ходе исследования мы руководствуемся различными методами научного анализа в зависимости от стоящих перед нами задач: историко-генетическим методом – при изучении истоков зарождения феномена «архетипа поэта», определении логики его развития; историко-функциональным методом – при рассмотрении вопроса, связанного с особенностями восприятия «архетипа поэта» читателями и критикой конца XIX – начала ХХ  века. Сравнительно-исторический метод исследования используется при сопоставлении «архетипа поэта» с биографическими данными и творческим «автомифом».

Практическое значение итогов работы заключается в том, что статья может быть использована в качестве дополнительного учебного материала при подготовке к лекциям и семинарам по дисциплине «Абаеведение», «Актуальные вопросы казахского литературоведения» в высших учебных заведениях, а также  предложенная концепция архетипа поэта может использоваться в вузовских спецкурсах и семинарах при оценке рецепции и творчества писателей.

Загрузки

Опубликован

2023-03-30

Выпуск

Раздел

Статьи