СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЧАСТОТЫ И ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛЕКСИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕЧАТНЫХ СМИ ДО И ПОСЛЕ ВСПЫШКИ ПАНДЕМИИ COVID-19
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.67.4.008Ключевые слова:
печатные СМИ, лексика здравоохранения, COVID-19, пандемия, сравнительный анализ, частотность употребления, общественное восприятие, анализ настроений.Аннотация
Целью данной статьи является изучение лексики области здравоохранения в печатных СМИ, частоты ее использования в периоды до и после вспышки пандемии COVID-19, а также общественного восприятия новостей, содержащих данную лексику. Важность исследования подтверждается тем, что оно способствует развитию знаний в области изучения и понимания влияния пандемии COVID-19 на жизнь людей.
Методология исследования включает сравнительный, диахронический и контент анализы новостных статей и комментариев подписчиков Instagram-страницы газеты. Сентимент-анализ для измерения тональности комментариев читателей газеты проводился с использованием мобильного приложения «Анализатор текста» для выявления изменений в общественном восприятии новостей, содержащих лексику области здравоохранения. Корпус новостных статей, отобранных из газеты «Диапазон» (Актюбинская область, Республика Казахстан) был распределен на две группы: 1) опубликованных с января по декабрь 2019 г. (N=3494) и 2) опубликованных с января с 2020 г. по декабрь 2020 г. (N = 4419).
Исследование выявило высокую частотность лексики здравоохранения в новостных статьях в изучаемых периодах и быстрый рост количества статей, содержащих лексику здравоохранения в марте 2020 г. с разницей в 640 статей (рост на 12%). Контент-анализ показал существенную разницу в употреблении отдельных лексических единиц. Сравнительный анализ лексики здравоохранения в статьях, опубликованных в 2019 и 2020 годах, позволил выявить наиболее и наименее часто употребляемые слова. Анализ настроений случайной выборки комментариев подписчиков страницы к статьям, содержащим лексику здравоохранения, показал общий тон и полярность мнений жителей Актюбинской области. Преобладающий негативный тон комментариев к новостным статьям, посвященным вопросам здравоохранения, в оба периода свидетельствует об эмоциональной значимости темы. В исследуемых периодах негативный тон был высок в новостных статьях, описывающих как тревожные, так и обнадеживающие новости.