ПАРАДИГМЫ ОБРАЗА КОЛОДЦА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Х. МУРАКАМИ И А. КЕКИЛЬБАЕВА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.72.1.031

Ключевые слова:

демокритов колодец, метафора, рецепция, ассоциативное поле, психологическое восприятие, семантика горизонт ожиданий, архетип, сакральный локус, вода, бездна

Аннотация

Статья посвящена изучению парадигм смыслообразования и художественно-психологической интерпретации «образа колодца» в повести «Колодец» Абиша Кекильбаева и в романе Харуки Мураками «Хроники заводной птицы». Проводимый сравнительный анализ позволил наблюдать детерминированность изображения образа колодца с национально-культурными установками писателей и с особенностями творческой индивидуальности авторов. Приводятся примеры, свидетельствующие о различных способах и творческих возможностях ассоциативно-семантических преобразований авторов для создания новых кодов приращения смысла. Анализ семо-коннатативного потенциала авторской позиции в изображении стихии раскрывает культурные, мифологические парадигмы личностного восприятия мира национальных писателей. Выявлена художественно-эстетическая значимость метафорического способа использования «образа колодца» как интегральной части художественной индивидуальности каждого автора. Проблемно-сравнительный и контекстуальный анализы, семантико-семиотический подход позволили обнаружить общее и особенное в художественном, символическом содержании субстанции колодца в мифах и легендах японского и казахского народов, а дескриптивный анализ трудов ученых, специально изучавших сущность, роль и жизненное значение, духовные основы интерпретации «образа колодца» в знаниях разных народов, стали основой для актуализации и генерализации объекта и предмета исследования. Этнокультурное сопоставление плана содержания и плана выражения в рассматриваемых текстах позволило определить особенности семантической интерпретации «образа колодца» в авторской интенции двух писателей. Кластерный анализ показал, что метафорическое мышление А. Кекильбаева и Х. Мураками существенно отличаются в аксиологическом и онтологическом плане. Научная значимость работы: наряду с выявлением специфических ценностно-этических трактовок и толкований «образа колодца» в двух культурах впервые выявлено и то, что метафорическое мировосприятие авторов выполняет сложную художественную функцию в сжатой и объемной интерпретации определенных проблем этнокультурной идентичности персонажей. Изложен собственный взгляд на то, что данный образ в названных произведениях использован для познания амбивалентных, сущностных противоречий личности, что дает возможность проникнуть авторам в исторические, культурные процессы формирования развития и деградации личности человека, причины и следствия раздвоения его сознания, неустойчивое состояние между полюсами господства и подчинения. Подчеркнуты ценность и практическая значимость и выводов об особенностях и различий восприятия водной стихии в японской и казахской культурах.

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Выпуск

Раздел

Статьи