УЧЕБНОЕ РЕФЕРИРОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РКИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2025.2.77.024Ключевые слова:
реферативное описание, реферативные формы, учебно-научный текст, русский язык как иностранный, учебное реферирование, письменная речь, обучениеАннотация
В статье рассматриваются особенности формирования навыков письменной речи у студентов иностранной аудитории через обучение реферированию научных и учебных текстов на русском языке. Авторы отмечают, что реферативное описание является важным инструментом развития письменной речи, позволяющим студентам систематизировать, анализировать и излагать ключевую информацию из профессионально ориентированных текстов на уроках русского языка как иностранного. Также реферирование играет важную роль в образовательной и профессиональной деятельности, позволяя систематизировать и обобщать большие объемы информации для более удобного восприятия.
В работе рассматривается противоречие, с которым сталкиваются первокурсники: необходимость создания вторичных текстов учебно-научного жанра при недостаточном уровне языковой подготовки. Особое внимание уделяется методам подбора учебного материала с учетом уровня владения языком, а также профессиональной направленности текстов. Также отмечается, что на уроках русского языка как иностранного, студентам необходимо дать адаптированные тексты.
Авторы предлагают методический подход к обучению реферативному описанию, включающий поэтапное освоение навыков анализа текста, выделение ключевых идей, использование профессиональной лексики и структурирование материала. В статье представлены примеры упражнений, направленных на трансформацию предложений, создание реферативных форм и формирование связного текста.
Исследование подчеркивает значимость сочетания коммуникативного и когнитивного подходов в обучении реферированию на уроках русского языка как иностранного, что позволяет развивать когнитивные и коммуникативные компетенции студентов иноязычной аудитории, а также их готовность к выполнению профессиональных задач. Сделан вывод о том, что реферативное описание является эффективным средством подготовки к работе с профессиональными текстами и способствует формированию критического мышления.