НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2025.2.77.026Ключевые слова:
этимологический анализ, историческая грамматика, проектная деятельность, компетенции, русский язык, заимствование, общеславянские языки, тюркские языкиАннотация
Коммуникативная основа обучения современного образования направлена на понимание индивидуумом содержания и смысла высказывания; использование языка с целью эффективности общения; развитие общей эрудиции и беглости высказывания, что отражает ключевые компоненты функциональной грамотности – информационных навыков, критического и творческого мышления, коммуникации и сотрудничества. Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью использования многоуровневого подхода к освоению дисциплины «Историческая грамматика русского языка» в вузе, включающего этимологию, исторический аспект и культурно-ценностную ориентацию в коллаборации с педагогическими технологиями и способствующего формированию общих и профессиональных компетенций студентов, для которых русский язык неродной. Целью статьи является этимологическое исследование лексико-семантической группы слов-фитонимов, одной из тем для подготовки научных проектов как формы СРО при освоении исторических аспектов изучения русского языка студентами образовательной программы 6В01705 «Подготовка учителя русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что подобные изыскания, связанные с установлением этимологических связей слов, предоставляют не только обширные лексикологические сведения, но и богатейшую базу для изучения важнейших изменений в системе звуков и форм языка. Практическая значимость работы связана с пониманием особенностей развития языка, осознанием его структуры (лексики, фонетики, грамматики) как результата исторических процессов и взаимодействий, что позволяет видеть факты современного русского языка изнутри, способствует развитию критического мышления обучающихся, расширению их лингвистического кругозора.
В процессе работы были использованы лингвистические методы исследования (сплошная выборка материала из словарей, реконструкция слова, описательный, сравнительно-исторический, структурный, метод семантических параллелей и метод анкетирования) при описании рабочего материала и статистический метод при подсчете анализируемых фитонимов.