МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАКОНЦЕПТА «ГЛОБАЛЬНОСТЬ» В ДИСКУРСЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО САЙТА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2025.2.77.016Ключевые слова:
медиаконцепт, корпусный анализ, медиаконцепт «глобальность», дискурсивное миромоделирование, дискурс университетского сайта, векторы ассоциативно-смыслового развертывания, анализ тональности, речевая интенсификация, стратегическое позиционированиеАннотация
Статья посвящена изучению миромоделирования, возникающего в результате активизации медиаконцепта «глобальность» в дискурсе университетского сайта.
Цель анализа – выявить миромоделирующий потенциал медиаконцепта «глобальность» посредством систематизации ассоциативно-смысловых векторов и оценочных характеристик, развиваемых его репрезентантами.
Научная значимость исследования заключается в раскрытии когнитивно-дискурсивных механизмов семантической эволюции медиаконцепта. В статье доказано, что формирование образа глобального университета у целевой аудитории отражает актуальную социокультурную повестку в сфере образования. Практическая значимость связана с возможностью использования результатов исследования для разработки стратегий академического брендинга и повышения привлекательности вузов.
Анализ базируется на комплексе методов, выбор которых определен установками когнитивно-дискурсивной парадигмы. В работе использованы лексикографический анализ и контекстно-ассоциативный методы. Корпусно-ориентированный анализ проводился с привлечением инструментов автоматической обработки текстовых данных корпусного менеджера Sketch Engine. Анализ эмоциональной окраски текста осуществлялся методом качественного анализа с элементами автоматизации инструментами GroupDocs Sentiment Analysis и Sentiment Analysis. Корпус эмпирического материала включает тексты-сообщения, размещенные на веб-страницах “Home”, “About the University”, “Education/Study” официальных сайтов 45 университетов, входящих в топ - 100 рейтинга QS World University Rankings 2025 года.
В результате исследования доказано, что самым частотным репрезентантом медиаконцепта «глобальность» является лексема global и коллокации с ней. Импликационал медиаконцепта расширяется по четырем ассоциативно-смысловым векторам: авторитетность, разнообразие, трансграничность и разносторонность. Анализ тональности демонстрирует высокую степень позитивности коннотаций данного медиконцепта. Репрезентанты медиаконцепта активируют образ «глобального университета» как влиятельного учреждения в международном образовательном пространстве. Совокупность этих факторов свидетельствует о высоком миромоделирующем потенциале медиаконцепта «глобальность». Вместе с тем, установлено, что данный медиаконцепт еще не сформировался как культурная константа. Его функционирование в медиадискурсе сопровождается интенсификацией значений репрезентантов, что свидетельствует о намеренном формировании у целевой аудитории актуальной социокультурной повестки в сфере образования.
Перспективами исследования является дальнейшее изучение медиаконцептов, предопределяющих стратегическое позиционирования вузов в медиапространстве.