ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ И АРТ- ПРОСТРАНСТВЕ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • Гиздатов Г.Г. Kazakh Ablai khan University of International Relations and World Languages

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.69.2.023

Ключевые слова:

авторские стратегии, дискурс, интермедиальность, литературный текст, медиалогический анализ, перфоманс, риторические особенности, эстетика

Аннотация

Статья посвящена анализу креативных литературных текстов современного культурного пространства Казахстана. Целью статьи является разбор и критическая оценка интермедиальных экспериментов в современном литературном и арт-пространстве Казахстана.  Научное направление представленной статьи состоит в том, что литературные тексты впервые представлены в двух ракурсах рассмотрения: тематическом и риторическом. Методы деконструкции и критического дискурс-анализа (КДИ) являются в представленной статье ведущими при рассмотрении идеологии и эстетики интермедиальных экспериментов.  В статье представлены в практическом приложении современные ведущие медиалогические концепции и теории, в том числе европейские исследования медиального пространства. Научная значимость работы состоит в том, что ней предложены авторские разработки актуальной казахстанской медиальной практики. Данные подходы дополняют друг друга, во многих случаях обладают экспланаторной (объяснительной) силой. В статье доказывается, что поэтические и прозаические тексты Ауэзхана Кодара, Ербола Жумагула и интермедиальные эксперименты с текстом в практике казахстанского contemporary art зафиксировали с фотографической и визуальной точностью в слове настоящее, в определенной степени предвосхитили будущее, они являются сами по себе реальной дискурсивной практикой культуры. В статье  прослеживается, что именно эти текстовые образцы рождали свой смысл вместе с визуальной идеей в заданную точку времени, что можно назвать созданием дискурса. Ценность работы для филологических и медиалогических исследований заключается в том, что впервые в научной литературе выявлена и описана эстетика абсурда в казахстанской социокультурной практике как средства осмысления и «разрушения» реальности. Особое внимание уделено рассмотрению перехода в современном социокультурном пространстве Казахстана от литературного текста к дискурсивному интермедиальному произведению. Все это в своей совокупности представляет несомненный интерес для преподавания курсов по современной литературе и элективным курсам по проблемам современной культуры, в том числе и для специалистов по иноязычной культуре.

Загрузки

Опубликован

2023-06-28

Выпуск

Раздел

Статьи