АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.4.75.017Ключевые слова:
Аксиологическая лингвистика, языковая личность, речевые иллокуций, ценностные смыслы, компетенции, ценность, оценка, национальный язык, этнокультурный этюдАннотация
Цель данной статьи – раскрыть аксиологические особенности национального языка в лингвокультуре и провести исследования различных определений, связанных с понятием «ценность» и «оценка» в социальной группе (студенты 1-4 курсов).
Задача исследования – продемонстрировать формирование аксиологических особенностей языка через лингвистические механизмы. Так как эти механизмы операциональные, структурирущие ценностные особенности языка, параллельно рассматриваются механизмы конвергенции и дивергенции. Фундируются механизмы симметрии и ассиметрии через интерсубьективные переживания ценностных смыслов. Через эти механизмы была показана точка категоризации в языковой системе ценностей в терминах аксиологем и аксиологических смыслов.
В ходе исследования используется метод непрерывного отбора и ассоциативного эксперимента для определения места, направления и тенденций указанного понятия в познании. Выводы основываются на обобщении ряда компетентностей, образующих цели для формирования языковой личности. Для этого рассматриваются и классифицируются пять компетентностей.
Научная значимость исследования заключается в анализе аспектов этнокультурных ценностей через такие критерии, как: степень культурологических ценностных смыслов, место аксиологических смыслов и оценки в этнокультурном этюде.
Результатом исследования является модель, в которой показаны формирования аксиологических особенностей языка. Модель демонстрирует механизмы, связывающие ценность и оценку. Эту модель можно использовать как модель лингвоаксиологического анализа ценностей.
Практическая значимость работы состоит в исследовании составляющей языка и речи в терминах аксиологии, которые открывают совершенно новые перспективы для оснащения теории новым содержанием и заключительной проблематикой. Кроме того, данное исследование может быть использовано как дополнительный учебный материал по курсу «Аксиологическая лингвистика» в учебных заведениях по циклу «Послевузовское образование».