АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА

Авторы

  • Тайжанов У.О. Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Ильясова Н.А.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.4.75.017

Ключевые слова:

Аксиологическая лингвистика, языковая личность, речевые иллокуций, ценностные смыслы, компетенции, ценность, оценка, национальный язык, этнокультурный этюд

Аннотация

Цель данной статьи – раскрыть аксиологические особенности национального языка в лингвокультуре и провести исследования различных определений, связанных с понятием «ценность» и «оценка» в социальной группе (студенты 1-4 курсов).

Задача исследования – продемонстрировать формирование аксиологических особенностей языка через лингвистические механизмы. Так как эти механизмы операциональные, структурирущие ценностные особенности языка, параллельно рассматриваются механизмы конвергенции и дивергенции. Фундируются механизмы симметрии и ассиметрии через интерсубьективные переживания ценностных смыслов. Через эти механизмы была  показана точка категоризации в языковой системе ценностей в терминах аксиологем и аксиологических смыслов.

В ходе исследования используется метод непрерывного отбора и ассоциативного эксперимента для определения места, направления и тенденций указанного понятия в познании. Выводы основываются на обобщении ряда компетентностей, образующих цели для формирования языковой личности. Для этого рассматриваются и классифицируются пять компетентностей.

Научная значимость исследования заключается в анализе аспектов этнокультурных  ценностей через такие критерии, как: степень культурологических ценностных смыслов, место аксиологических смыслов и оценки в этнокультурном этюде.

Результатом исследования является модель, в которой показаны формирования аксиологических особенностей языка. Модель демонстрирует механизмы, связывающие ценность и оценку. Эту модель можно использовать как модель лингвоаксиологического анализа ценностей.

Практическая  значимость работы состоит в исследовании  составляющей языка и речи в терминах аксиологии, которые открывают совершенно новые перспективы для оснащения теории новым содержанием и заключительной проблематикой. Кроме того, данное исследование может быть использовано как дополнительный учебный материал по курсу «Аксиологическая  лингвистика» в учебных заведениях по циклу «Послевузовское образование».

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles