О МЕТОДЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ «ТАНАТАР» Е. ОСПАНОВА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.65.2.024Ключевые слова:
система, структура, анализ, содержание, форма, изоморфизм, порядок, хаосАннотация
В данной статье рассматривается проблема анализа драматургического художественного произведения с точки зрения изоморфизма его содержания и формы. Мы используем системно-структурный метод изучения текста, разработанный доктором филологических наук, профессором А.Е. Кулумбетовой. Научная и практическая значимость работы состоит в том, что путём системного анализа становится возможным определить степень художественности текста, а также пролить свет на множество дискуссионных проблем содержательных и формальных аспектов произведения. Методология исследования основана на четырёхэтапном подходе к изучению текста: анализе названия, определении границ настоящего времени (завязки действия), анализе активного центра (развязки действия), изучении произведения в обратном движении от активного центра. В результате системного анализа произведения получены следующие выводы научно-исследовательской работы: пьеса Е. Оспанова «Танатар» – это социально-психологическая и лирическая малая драма с комедийными элементами, ей присущ романтико-реалистический стилевой синтез; по методу изображения действительности перед нами экзистенциалистская пьеса, но с элементами экспрессионизма и постмодернизма (так отражены в произведении черты непростого перестроечного и постперестроечного времени). Ценность проведённого литературоведческого исследования в том, что на материале драматургического текста обосновано системное выражение «порядка» и «хаоса», что позволяет говорить о степени художественности произведения. Практическое значение итогов работы заключается в том, что метод системно-структурного анализа произведения можно применять в преподавании таких учебных дисциплин, как пропедевтический курс литературы, введение в литературоведение, теория литературы, история русской, казахской, зарубежной литературы и других.