ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "УМ / MIND" В КАЗАХСКО-АНГЛИЙСКОМ ВОЛШЕБНОМ ДИСКУРСЕ

Авторы

  • Н.Е. Картжан Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова
  • С.С. Исакова
  • А.С. Исакова
  • К.Т. Алтайбекова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.67.4.007

Ключевые слова:

ум, сказка, волшебная сказка, дискурс, сказочный дискурс, лингвоконцептология, когнитивная лингвистика, концепт

Аннотация

Аннотация. В статье анализируется лексико-семантическая репрезентация концепта "акыл/ mind"в казахско-английском волшебном дискурсе. В теоретическую основу исследования положены выводы лингвоконцептологии, считающейся одной из ветвей современной когнитивной лингвистики, особенно обращено внимание на ее сопоставительный аспект.

Цель исследовательской работы - через концепт акыл/mind в казахском и английском волшебном  дискурсе показать всеобщую картину мира и национальную самобытность в названных языках. В качестве материала исследования были взяты концепт акыл/mind и их синонимы, встречающиеся в казахских и английских волшебных сказках (сказка «Ер Тостик», сказка «The Three Heads of the Well»). В качестве основных методов исследования использовались описательный, типологический метод, метод компонентного анализа, полевой метод, метод оппозиции, сравнительно-сопоставительный метод, метод сплошной выборки словарей, методы количественно-статистического анализа. Сказочный дискурс как один из жанров дискурса отражает своеобразие каждого народа. Проанализированы словарные статьи концепта акыл/mind  и лексико-семантическое выражение в сказочном дискурсе, синонимический ряд, ментальные способности сказочных героев. Несмотря на различное использование концепта акыл/mind в казахском и английском сказочном дискурсе, в двух указанных лингвокультурных ассоциациях ум ассоциируется с интеллектом, суждением, опытом, индивидуальностью ума. Научные выводы, сделанные в результате исследования, способствуют развитию сферы когнитивной лингвистики. Также вносит свой вклад в дополнение и углубление исследований, связанных с лингвокультурологией, прагмалингвистикой, сравнительно-сопоставительным языкознанием.

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

Статьи