ПОЭЗИЯ МАШХУРА ЖУСИПА КОПЕЕВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ (ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ)
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.70.3.028Ключевые слова:
казахская литература начала ХХ века, преемственность традиций, созвучие, поэзия жырау, устное народное творчество, художественные особенности, изобразительные средства, национальное выражение, трудовая ценность, бедность, лень, леностьАннотация
В статье рассматривается преемственность традиций в поэзии Машхура Жусупа Копеева. Цель статьи – проанализировать ранее не изученные произведения, рассмотреть роль поэта и его произведений, дифференцировать произведения с точки зрения современности. Ранее профессор К. П. Жусуп в своих исследованиях исследовал гармонию между великим поэтом Абаем и Машхур Жусупом, М.Н. Баратовой были изучены традиции в стихах поэта, стиль, образность, преемственность и сущность традиций, Е.К. Жусупов исследовал восточную литературную традицию. Кроме поднятых в этих работах вопросов, имеется много необсужденных, невысказанных идей, что свидетельствует об актуальности статьи. В частности, анализируются вопросы ценности труда, бедности, лени.
Идея научного исследования заключается во всестороннем раскрытии изучения проблемы бедности, ценности труда в произведениях Машхур Жусупа.
Интерпретация идей Машхур Жусупа Копеева о способности человека к труду, преодолении себя, самообразовании, тем самым избегании препятствий, ведущих к бедности, отражают практическое и воспитательное значение исследования.
В ходе анализа было доказано, что Машхур Жусуп Копеев, который развил в своем творчестве лучшие образцы народной литературы, является одним из поэтов, твердо придерживавшихся продолжения традиции и рационально применявших ее в своем творчестве, но сумевших оставить свой след, не повторяя традиций. В статье обсуждаются вопросы преемственности традиций и литературы начала ХХ века, жырауской поэзии, связи между народной устной литературой, гармонии. В частности, произведения поэта были сопоставлены с образцами устной литературы, произведениями Шал акына, Шакарима, Абая, выявлены преемственность традиций (тема бедности) и своеобразие. Доказано, что Копееву удалось поднять ценность труда, проблему бедности на такой уровень культа, как Абай, Шакарим. Ценность исследования заключается в том, что Машхур Жусуп, будучи религиозно-просветительским поэтом, рассматривает проблемы ценности труда, бедности с точки зрения потребностей человека и привносит в литературу свои слова. Слова, встречающиеся в произведениях поэта, еще не утратили своей ценности как пословицы. Научные результаты и выводы исследования также могут быть использованы в курсах «Машһуртану», на уроках «Краеведения», на дисциплинах «Литература начала ХХ века» и «Общая теория литературы».
Проведена работа по сопоставлению, опросу, систематизации произведений Машхур Жусупа и жырау, Абая, Шакарима, народной устной литературы.