НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА

Авторы

  • Г. Наурызбайқызы Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова
  • К.Қ. Садирова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.69.2.010

Ключевые слова:

антропоцентрическая парадигма, дискурсивная единица, концептуальный анализ, национальный дискурс, культура, языковой коллектив, когнитивный образ, концепт

Аннотация

Дискурс является основной проблемой, рассматриваемой дискурсологией, направлением, сформированным в рамках антропоцентрической парадигмы языкознания. Дискурс отражает не только разные стратегии подачи информации, но и когнитивно отражает действительность, а это, в свою очередь, показывает, что можно говорить о национальной специфике дискурса.

Цель научного исследования: выявить национальные особенности казахского, русского, англоязычного дискурса путем сопоставления слов бойтұмар, хан, богатство и связанных с ними пословиц и поговорок, устойчивых выражений в качестве дискурсивной единицы. Основные направления и идеи: в ходе достижения поставленной цели был проведен научно-теоретический обзор работ, связанных с предложенной проблемой, концептуальный и дискурсивный анализ материалов исследования.

Научная значимость работы определяется четкой формулировкой особенностей национального дискурса: 1) в национальном дискурсе национальное поведение народа усваивается через язык стороной, владеющей языком; 2) в национальном дискурсе языковую личность формируют общественное сознание, образ жизни, нравы и ценности, чувство и восприятие мира своего народа; 3) система национального языка выполняет функцию источника, определяющего национальное поведение в дискурсе. Практическая значимость работы определяется представлением четкой модели концептуального анализа трех слов на казахском, русском, английском языках, тем самым возможностью для использования в работе других подобных направлений.

Краткая характеристика методологии исследования. Изучены слова бойтұмар, хан, богатство и связанные с ними пословицы, устойчивые выражения в когнитивном и лингвокультурном аспекте, взятые в качестве материала исследования. Изучены значения указанных единиц, зафиксированные в толковых, синонимических, фразеологических словарях, их информационное содержание и познавательный образ в преемственности, с использованием метода концептуального и дискурсивного анализа.

Основные результаты и анализ, выводы исследовательской работы: за одной лексической формой в каждом языке могут скрываться различные понятия, возникающие на фоне его истории и культуры. Поэтому культурные, лингвистические, культурно-исторические, психологические и социальные факторы напрямую влияют на развитие дискурса. Результаты анализа показали, что не только язык, но и культура носителей этого языка играет решающую роль в непосредственном выражении национальных особенностей дискурса.

Ценность исследования заключается в том, что изучение дискурса в когнитивном и лингвокультурном аспектах, а также путем сопоставления единиц казахского, русского и английского языков дополняет, совершенствует теоретические выводы дискурсологии. Тот факт, что результаты работы могут быть использованы для других исследований в целях когнитивного и лингвокультурологического, сопоставительного исследования дискурса, определяет ее практическую значимость.

Загрузки

Опубликован

2023-06-28

Выпуск

Раздел

Статьи