ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.69.2.021Ключевые слова:
преемственность традиции, формация, патриотизм, национальная идентичность, художественный фактор, тенденция, превознесение, анализ, риторика, реалистическая позиция, текст, динамика, мотив, ситуация, типология, пространствоАннотация
В статье всесторонне рассматривается тематический диапазон и художественный кругозор современной казахской детской прозы, его расширение, а также увеличение количества используемых в ней художественных средств. При этом известно, что в литературе существует понятие преемственности традиции. Однако сегодня даже среди молодых детских писателей, не говоря уже о читателях, встречаются те, кто не знаком с представителями предыдущей волны. Стремление молодых писателей написать что-то новое и при этом не учитывать преемственности традиций ведет к забвению предыдущей летописи и не является дальновидным. Целью статьи является показать ослабление преемственности поколений в детской литературе, а также дать повод задуматься тем, кто работает в этой сфере , и помочь им в их работе в будущем. В связи с этим предлагается частичный комплексный литературоведческий анализ творчества отдельных представителей детской литературы предыдущего поколения.
За тридцать лет независимости Казахстана представили свои новые работы читателям такие ведущие фигуры казахской детской прозы, как: Роза Абилкадырова, Турдакын Жексенбай, Нурдаулет Акыш, Пернебай Дуйсенбин, Шакен Кумисбайулы, Нарбин Кенжегулова, Бейсенбай Сулейменов, Толымбек Абдирайым, Жеткерген Абдиреев, Дилдар Мамырбай, Канат Кайым, Болат Усенбай, Кайым-Мунар Табей, Сабырбек Олжабай, Алибек Файзуллаулы, Айса Хамзин, Сабит Дуйсенбиев, Дуйсен Магулумов, Кенес Оразбек и другие.
Баянгали Алимжанов, Есинали Ерали, Махмутбай Амиреулы, Нагашибай Мукатов, Сауле Досжан, Толыбай Абылаев, Райхан Маженова, Косемали Саттибай, Зира Наурызбаева, Есей Женисулы, Багдат Айтмукаева, Нурлан Калка и другие писатели заявили о себе хорошими произведениями как в детской литературе, так и в иных направлениях литературы.
За ними идет следующее поколение писателей: Алмат Исадил, Мейрамкуль Жанбырбаева, Алтынай Амангельди, Мухаметкали Калмаханбет, Бейбит Сарыбай, Галымбек Канибекулы, Ж. Кенжалиев, Алибек Байбол, Елдос Токтарбай, Зауре Торехан, Мейиржан Жылкыбай, Ернур Сейдахмет, Гульжан Аманкельдыкызы, Есболат Айдабосын, Нурлан Кумар, Адина Жусип, Айдарбек Байдильда, Марат Кулибайулы, Нурсила Оспанова, Кокбори Мубарак (это те, чьи работы показались нам интересными) и другие.
Эти молодые писатели постепенно становятся основными фигурами детской литературы. Надеемся, что у них есть потенциал для создания ценных работ в будущем. Из-под их пера выходят на свет произведения самых разных жанров, отражающие казахскую национальную идентичность. Во всех этих произведениях делается попытка через различные истории описать реальность и невинность детской жизни. Новизна исследовательской работы заключается в анализе в аспекте закономерностей литературоведения событий в жизни детей, изображенных в произведениях казахской детской литературы. В современном казахском литературоведении само поднятие проблемы преемственности поколений представляет собой ценность.