ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2021.62.3.007Ключевые слова:
общественное сознание, национальное самосознание, этническое сознание, этностереотип, языковое сознание, мышление, лингвокреативная деятельностьАннотация
Автор статьи рассматривает вопросы развития общественного сознания с точки зрения их фундаментального и методологического изучения. Сохранение культурного наследия в условиях модернизации национального (общественного) сознания, повышение культурной и политической идентичности народа Казахстана как гражданского сообщества имеют фундаментальную исследовательскую базу.На материале анализа научных трудов видных ученых В. фон Гумбольда, Л. Вайсгербера, современных исследователей Б.А.Серебренникова, М.С.Качана, казахстанских ученых Н.Садыкова , К.Темиргалиева и других, автор раскрывает факторы модернизации общественного сознания, являющейся актуальной для казахстанского общества. Используя прием анкетирования, автор устанавливает «ранговую предпочтительность в этнокультурном сознании» казахов и представителей русского народа.В ходе эксперимента респонденты , опираясь на фразеологизмы , указали черты другого народа, ранговую предпочтительность этих черт в этнокультурном сознании.
Подчеркивается, что психолингвистический аспект исследования общественного сознания предполагает рассмотрение соотношения человека (сознания) и языка, речи и мышления.При этом язык выполняет роль посредника в соотношении: материальный мир - язык – сознание (отражение), т.е. язык принимает участие в когнитивных процессах отражения объективного мира человеком. Автор статьи раскрывает понятия, обеспечивающие фундаментальность исследований: ментальная, или лингвокреативная, деятельность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, открытость сознания. Они являются важными составными частями психолингвистического изучения общественного сознания, отраженными в языковых особенностях народа. С данными понятиями тесно связаны другие важные понятия, характеризующиеся национальным своеобразием: когнитивные модели лингвокреативного мышления, стереотипы, ценности, идентификация. Их исследование и учет результатов исследования важны в процессе модернизации общественного сознания.
Работа вносит определенный вклад в разработку психолингвистического аспекта исследования общественного сознания, является актуальной для казахстанской действительности.
Сделанные в работе выводы интересны для специалистов в области психолингвистики, лингвистики, филологов, студентов, магистрантов.