ТОЛКОВАНИЕ АРАБО-ИСЛАМСКОГО ТЕРМИНА «КАУЛ», ИСПОЛЬЗОВАННОГО В ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБАЯ

Авторы

  • Амренов А.Д. Павлодарский педагогический университет имени Алкея Маргулана
  • Cаурбаев Р.Ж.
  • Сарыбаева Б.Ж.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.72.1.029

Ключевые слова:

текстология, арабо-персидская лексика, пропозиция, масдар, фалсафический термин, мантык-логика, учение о религии, концепт текста, калам, вероучение

Аннотация

Творческое наследие Абая Кунанбаева всесторонне изучается в гуманитарном направлении. Однако существенным недостатком исследований казахстанских литературоведов является то, что в них не рассматриваются произведения Абая с текстологической позиции. В частности, не раскрыты лексические значения арабских терминов в философских трактатах мыслителя. В целом абсолютно не изучен арабо-персидский лексический слой произведений Абая Кунанбаева. В том числе религиозные, философские, логические термины остались незамеченными.

Цель статьи – определить понятийно-семантическую специфику арабоязычного логико-философского термина, использованного в тексте стихотворения Абая.

В статье проведен анализ термина «каул», который часто встречается в арабоязычных средневековых интеллектуальных текстах (религиозных, логико-фактографических трактатах), не рассмотренных текстологами или не раскрывающих смысл термина, использованного в стихотворении Абая «Алла деген сөз жеңіл». Анализируется развитие и становление научно-философского термина «кауль» в области познания и его использование Абаем в своей философской лирике. Религиозно-философская терминология в лирике Абая рассматривается как продолжение работы Аль-Фараби, ознаменовавшей начало становления традиции каламской (фалсафы) и мантыкской логики.

Абай вводит в свои философские тексты и поэтические произведения научно- познавательную терминологию, сформированную средневековыми арабскими философами в учениях о вере, в которых познание Аллаха (мгрифату Аллаһ) основано на философском и религиозном синтезе.

В статье рассматриваются особенности использования термина «каул» в творчестве Абая с опорой на высказывания исламских ученых, в том числе в логико-философских трактатах Аль-Фараби, ученых-востоковедов в контексте средневекового арабского интеллектуального учения о религии (фикх, шариат, вероисповедание, хадис и т.д.).

При проведении исследования использовались дескриптивный (описательный) метод, а также ретроспективный анализ, текстологический анализ.  В результате исследования было проанализировано использование термина «кауль» в таких религиозных учениях, как вероучение, фикх, шариат, хадисы, корановедение.

Научная новизна проведенного исследования определяется полученными выводами о значениях анализируемого термина в произведениях Абая.

Практическое значение итогов работы заключается в том, что статья может быть использована в качестве дополнительного учебного материала при подготовке к лекциям и семинарам по литературоведческим дисциплинам в высших учебных заведениях.

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Выпуск

Раздел

Статьи