ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМЕН БРЕНДОВ В КАЗАХСТАНЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.71.4.018Ключевые слова:
брендинг, бренд, имя бренда, нейминг, коммерческая номинация, лингвистический аспект, экстралингвистический аспект, функции имени бренда, типы имен брендовАннотация
В данной статье рассматриваются основы формирования имен брендов в лингвистическом и экстралингвистическом аспектах. Материалом исследования послужили наименования брендов одежды казахстанских производителей. Представлена интерпретация термина бренд как объекта лингвистического исследования, выявляются и рассматриваются функции имен брендов как вида коммерческой номинациии: номинативная, информативная, дифференцирующая, эстетическая, инфлюенсивная, аттрактивная. Особое внимание в работе уделяется типам имен брендов и предлагается их классификация по нескольким принципам: по структуре, по степени выраженности, по происхождению, по степени официальности, по степени мотивированности. В работе используются метод лингвистического моделирования, описательный метод, гипотетико-индуктивный метод, а также метод анализа и синтеза материала.
Анализ лексического материала позволил дифференцировать лингвистические факторы, оказывающие решающее воздействие на процесс формирования имени бренда, среди которых фонетический, графический, лексический, стилистический, семантический и морфологический аспекты. В ходе исследования в числе экстралингвистических факторов были выявлены культурный контекст, конкурентная среда, целевая аудитория, особенности национального характера, цель и прагматика. Были изучены и обобщены выводы специалистов, что позволило также определить и проанализировать методы создания имен брендов, в числе которых различные языковые средства: звукоподражание, аллитерация, рифма, акроним, неологизм, использование иноязычной лексики. Вместе с тем были изучены способы формирования наименований, среди которых наиболее частотными выступили номинация по антропологическому критерию, а также использование собственно казахской лексики, неологизмов и иноязычных слов. Анализ и интерпретация фактического материала в социолингвистическом аспекте позволил авторам выявить единицы языка, репрезентирующие процессы, происходящие в современном обществе: возрождение интереса общества к национальной культуре и языку, укрепление позиций государственного языка, вовлеченность казахстанского общества в процессы глобализации.
Научная значимость работы обусловлена тем, что в Казахстане подобных исследований еще не проводилось и в современных условиях транформации казахстанского общества результаты данной работы в теоретическом плане могут быть использованы при проведении исследований в области социолинвистики, прагмалингвистики, лингвокультурологии, а также служить практическим руководством для специалистов с сфере нейминга и брендинга.