РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БИЛИНГВА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2021.63.4.004Ключевые слова:
речевая культура, культура речи, речевой этикет, коммуникативная компетентность, речевая личность, речевая ситуация, билингвАннотация
Основная цель данной статьи – показать связь речевой культуры и коммуникативной компетенции билингва. В понятие культуры речи входит не только умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения помогают достижению поставленных задач коммуникации, но и способствует соблюдению этики общения. В статье рассматривается речевая культура – как один из важнейших компонентов духовной жизни человека в обществе, а также коммуникативная компетенция билингва в аспекте его способности и готовности к межкультурному и межъязыковому общению с носителями другого языка. В статье предпринята попытка сравнения словарных сведений компонентов коммуникативной компетенции, которые предлагает государственный стандарт по отношению к иностранному языку. К ним относятся речевая или социолингвистическая: виды речевой деятельности; языковая или лингвистическая: аспекты языка; социокультурная: знание норм поведения в стране изучаемого языка: знания страноведческого характера, этикета и норм поведения, ценностных ориентаций; компенсаторная: жесты, использование другого языка; учебно-познавательная - изучение стратегии работы с информацией, с положениями теории межкультурного общения, согласно которой коммуникативная компетенция включает в себя четыре компонента: 1) грамматическую компетенцию (знание сочетания слов и правил); 2) социолингвистическую компетенцию (уместность – appropriateness); 3) дискурсивную компетенцию (когезию и когерентность – cohesion and coherence); 4) стратегическую компетенцию (использование коммуникативных стратегий, соответствующих ситуации).
Теоретическая значимость работы определяется возросшим интересом к исследованию коммуникативно-речевой компетенции, уточняется рассматриваемое понятие компетенция. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в практике преподавания русского языка в национальной
аудитории. В статье используются описательный метод, методы лингвистического и компонентного анализа.