КОНЦЕПЦИЯ ХАКИМА АБАЯ «СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» В КОНТЕКСТЕ XXI ВЕКА

Авторы

  • Д.Б. Мухамадиев Abai Kazakh National Pedagogical University
  • Б.С. Бегманова
  • Г.А. Абдукаримова
  • Г.У. Танабаева

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.3.74.028

Ключевые слова:

хаким, гаклия («слова назидания»), «совершенный человек», «три любви», «иманигуль», «хауас», разум, воля, сердце, нравственность, абаеведение, «хауас салим»

Аннотация

В статье рассматривается концепция «совершенный человек» в дискурсе учения великого казахского мыслителя, хакима Абая Кунанбаева, которое направлено на возрождение национальных духовных ценностей и способствует  нравственному очищению и совершенствованию мировоззрения современного человека в эпоху глобализации. Благодаря учению великого Абая мы познаём  не только его наследие, но и самих себя, а также имеем возможность определить  пути выхода  из духовного кризиса.

Цель статьи – изучение концепции Абая «совершенный человек» с точки зрения активных процессов глобализации и интеграции. Изучение и анализ глубинного смысла учения казахского мыслителя, его духовные поиски и  нравственные ценности, а также возможность практического применения в современных жизненных реалиях свидетельствуют об актуальности данной статьи. В ходе достижения поставленнных целей была проведена работа по изучению учения мыслителя, изучению исследований и суждений ученого, написавшего научно значимые труды.

Выдающийся ученый-абаевед профессор Мекемтас Мырзахметулы уделяет особое внимание учению Абая «совершенный человек». В своих трудах он скурпулезно изучает и раскрывает суть сложных понятий данной концепции. Понимание значимости кропотливого труда ученого, пропагандирующего значение концепции «совершенный человек», столь необходимой современному казахскому  обществу, является одним из актуальных вопросов современности.

Анализ теоретических выводов профессора М. Мырзахметулы, исследовавшего концепцию «совершенный человек» и осмысление его представления о том, как практически применить учение Абая, определяет основное направление и идею данной статьи. Нами также предпринята попытка  систематизировать  труды ученого-литературоведа.

Научное обоснование и основные выводы  статьи могут служить источником для исследовательских работ литературоведов-абаеведов, а также специалистов в сфере общественных наук. Результаты данной работы  можно использовать на факультативных занятиях в средних и средне-специальных учебных заведениях, а также в практике преподавания  дисциплины «Абаеведение» в высших учебных заведениях в качестве дополнительного учебного материала.

При написании статьи мы руководствовались научным анализом, систематизацией, описательными и аналитическими методами, научными методологиями.

Особо следует отметить, что результаты данной исследовательской статьи являются полезными в теоретико-практическом изучении,   разъяснении и пропаганде учения «совершенный человек» мыслителя Абая,  в процессе разработки  спецкурсов и семинаров в рамках различных общественных наук.

Полагаем, что в эпоху современных процессов глобализации возникла необходимость всестороннего и комплексного изучения концепции «совершенный человек» мыслителя Абая.

Данное учение возникло на просторах «Великой степи», а значит является вкладом в мировую цивилизацию. Это вызывает не только чувство гордости, но осознание  великой ответственности.

Новизна данной работы и одновременно её практическое значение заключается в представлении учения Абая как своеобразного духовного зеркала, в котором отражаются нравственные ценности тюркского мира, а  философские взгляды казахского мыслителя рассматриваются нами  как учение о глобальной добродетели, направленной во благо человечества.

Загрузки

Опубликован

2024-09-27

Выпуск

Раздел

Статьи