СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОГНИТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА «ПАТРИОТИЗМ» В РОССИЙСКОЙ И КАЗАХСТАНСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА ОСНОВЕ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2025.2.77.008Ключевые слова:
концепт «Патриотизм», языковая картина мира, национальная идентичность, сопоставительный анализ, свободный ассоциативный эксперимент, когнитивная лингвистика, когнитивный анализ, признакАннотация
Целью данной работы является определение когнитивных признаков концепта «Патриотизм» в казахстанской и российской лингвокультурах на основе сопоставительного анализа. Исследование проводилось в рамках антропоцентрической парадигмы науки о языке в русле когнитивной лингвистики. Актуальность данного исследования обусловлена устойчивым интересом лингвистов к изучению связи языка и мышления, языка и культуры через анализ концептосферы той или иной общности людей. Патриотизм в сознании российской и казахстанской аудиторий является сложным явлением, которое требует внимательного изучения и анализа. Патриотизм, как социокультурный феномен, является одним из ключевых компонентов национальной идентичности, т.е. базовым концептом национальной картины мира. В реальности концепт «Патриотизм» неразрывно связан с политическими и социальными процессами, а его исследование в российской и казахстанской картинах мира во взаимосвязи с данными процессами в сопоставительном аспекте представляет особый интерес, чем и обоснована научная новизна данной работы. Одним из методов исследования когнитивных признаков концепта является свободный ассоциативный эксперимент. Полученные в ходе эксперимента результаты исследования наряду с выявлением когнитивных признаков концепта «Патриотизм» позволяют определить их сходства и отличия в различных социальных условиях России и Казахстана.
Данное исследование может внести важный вклад в понимание процессов формирования патриотического сознания у представителей разных культурных сообществ, а также в развитие практических рекомендаций для совершенствования патриотического воспитания молодежи и содействию укрепления гражданского сознания у жителей в Казахстане и России.