ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2025.2.77.025Ключевые слова:
языковое обучение в вузе, русский язык как неродной, будущий учитель-словесник, лингвокультурный подход, художественный текст, лингводидактическая единица, текстовое лингвокультурологическое поле, текстовые лингвокультурологические единицыАннотация
В статье рассматриваются характеристики художественного текста как лингвокультурно-методического объекта в условиях преподавания русского языка как неродного в вузе. Описывается метод текстового лингвокультурологического поля (ТЛКП),впервые как лингвокультурологическое понятие и метод представленный в работе одного из авторов настоящей статьи. Цель данной работы – представить лингводидактические возможности ТЛКП как “синтеза характеристик лингвокультурологической и текстовой семантической полевых структур”. Указанные лингводидактические возможности рассматриваются авторами в рамках курса “Лингвокультурологический анализ художественного текста” и на материале рассказа И. Бунина “В деревне”. В статье подробно и последовательно описывается структурно-содержательная организация текстового лингвокультурологического поля на примере указанного рассказа, приводится структура практического занятия, посвященного работе студентов с ТЛКП. Авторами описывается тематический состав текстовых лингвокультурологических единиц, представленных в описываемом текстовом лингвокультурологическом поле, а также ядерный и периферийный состав последнего. Описание работы студентов над выявлением текстового лингвокультурологического поля конкретного художественного текста, представленное в настоящей статье, дает возможность определить последовательность действий, своего рода пошаговый алгоритм выявления ТЛКП, что придает безусловную ценность проведенному исследованию. Указанный результат имеет и выраженное практическое значение, поскольку обучающиеся правильно и полно определяют ТЛКП соответствующего литературного произведения благодаря использованию указанного алгоритма, что в целом позволяет активизировать познавательно-интеллектуальную деятельность студентов, достаточно полно и точно реконструировать учащимся картину мира автора текста, достаточно полно и точно понимать национально-культурную специфику языковых единиц анализируемого художественного произведения.