ПОЭТИКА РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА А.А. АХМАТОВОЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ «У САМОГО МОРЯ»)
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2025.3.78.042Ключевые слова:
Ахматова, поэма, тема, сюжет, композиция, мотив, образ, хронотоп, идеяАннотация
Целью исследования ранней поэмы А. Ахматовой «У самого моря» (1915) является целостный поуровневый анализ темы, сюжета, композиции, идеи, а также хронотопа и цветовой символики произведения. В работе были использованы как общенаучные (описательный, герменевтический, аналитический, синтетический), так и собственно литературоведческие методы исследования (рассмотрение на уровне тематики, сюжета, мотива, композиции, образов, идеи). Центральной темой поэмы является тема избранничества, воплощающаяся и в образе главной героини, и в самом сюжете поэмы, рассказывающем об обретении ею особенного поэтического дара. Ожидание встречи прекрасного царевича составляет основу сюжета, в котором можно проследить все элементы сюжетной композиции: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Художественное пространство включает в себя топос Херсонеса, расположенного на берегу Черного моря, а художественное время охватывает события, которые разворачиваются на протяжении примерно одного года. В поэме можно проследить мотив близнечества, воплощенный в двух сестрах-близнецах, истоки которого восходят к мифологическому мышлению. Вычленяется и целый пласт библейского интертекста, связанного с линией царевича. Немногочисленные персонажи, выстроенные по моноцентрической системе, лишены портретной характеристики, но по способу изображения обрисованы с помощью художественных деталей, наделения имени или выделения этнической принадлежности. Цветовая символика, в которой наиболее приоритетными являются белый и черный/темный цвета, подчеркивает органическое соединение жизнерадостной и катастрофической атмосферы поэмы. Идея произведения заключается в трагизме судьбы творца, отражающемся в образе героини. Выдвигается положение о том, что выделенные в поэме доминанты (поэтическое избранничество, трагическое мировосприятие жизни, опора на христианские ценности) характерны для всего последующего творчества А.А. Ахматовой. Результаты исследования можно использовать в практических курсах по русской литературе ХХ века.