ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2025.3.78.026Ключевые слова:
языковая ситуация, полиязычие, социолингвистика, экзоглоссная языковая ситуация, эндоглоссная языковая ситуация, казахский язык, русский язык, английский языкАннотация
В условиях глобализации и расширения масштабов международных отношений возникает острая необходимость более внимательного отношения к языковой ситуации в Республике Казахстан. Это обусловлено тем, что языковая ситуация играет важную роль в социальной и культурной жизни страны, оказывая влияние на развитие межнациональных отношений, систему образования и сферу государственной политики. Основной целью данной работы является характеристика языковой ситуации в современном Казахстане на основе анализа специализированной литературы. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения современных реалий коммуникации и функционирования казахского, русского и английского языков в контексте реализации проекта «Триединство языков», который является важным фактором трансформации языковой ситуации. Данный проект направлен на формирование многоязычного общества, в котором каждый язык выполняет определенную функцию. Исследование проводится в социолингвистической перспективе, используя методы анализа и синтеза теоретических материалов, а также эмпирических данных. Анализ показал, что языковая ситуация в Казахстане является экзоглоссной, несбалансированной и четырехкомпонентной. Она включает языки четырех функциональных типов: локальные языки, региональный язык (русский), макро-посреднический язык (казахский) и профессиональный язык (английский). Несмотря на доминирующую роль казахского и русского языков, английский язык продолжает активно распространяться, особенно в таких сферах, как экономика, образование и наука. Теоретическая значимость исследования заключается в его вкладе в развитие социолингвистики и изучение языковых процессов в полиязычном обществе. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в курсах общей лингвистики, социолингвистики и психолингвистики, что делает ее ценной для специалистов и студентов, изучающих языковую политику и межкультурную коммуникацию.