ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЫ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.65.2.025Ключевые слова:
казахская проза, современная казахская проза, художественный текст, интертекстуальность, реминисценция, историческая реминисценция, биографическая реминисценция, образАннотация
В статье рассматривается тематический и художественный мир современной казахской прозы на основе творчества таких писателей, как Т. Шапай, К. Тюменбай, А. Алтай. Цель статьи – обратить внимание на то, что в прозаических произведениях, написанных за последние двадцать лет, писатели не ограничились мастерским показом недавних событий национального масштаба, но и отдали дань актуальным тенденциям мировой литературы. Одна из «закрытых» тем, возрожденных в годы независимости, – это художественное воссоздание декабрьских событий, произошедших в Алма-Ате в 1986 г. Впервые в современной казахской прозе на данную тему написал свой рассказ «Қобыздың мұңы» («Печаль кобыза») К. Туменбай, далее эстафету продолжил Аскар Алтай в своей повести «Қаладағы құтпандар» («Городские собаки»). Автор, используя уникальные образы и особенности художественного метода, даёт своё видение периода декабрьского восстания. Повесть писателя А. Алтая «Қаладағы құтпандар» («Городские собаки») авторы статьи рассматривают через литературоведческую призму интертекстуального анализа с определением такого элемента художественной системы, как реминисценция. Исследователи на основе анализа художественного текста выявляют наличие историко-социальных, биографических реминисценций и аргументируют свои выводы на примерах. Авторы статьи устанавливают, что историко-социальные реминисценции, представленные в произведении в виде ссылок на конкретные исторические факты, имевшие место в казахском обществе в конце ХХ века, усиливают художественность произведения и создают историко-социальные предпосылки повествования, а биографические реминисценции являются фундаментальными в произведении и связаны, в первую очередь, с конкретными событиями, имевшими место в жизни автора.
В ходе исследования были использованы герменевтические, интертекстуальные методы анализа художественного текста.
Статья может быть использована в качестве дополнительного учебного материала при подготовке к лекциям и семинарам по дисциплине «Cовременная казахская литература» в высших учебных заведениях.