АРХЕТИП «ДОМ» И «БЕЗДОМЬЕ» В СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.67.4.024Ключевые слова:
архетип, литературный архетип, К. Юнг, архетипические образы, сюжет, дом, бездомье, современная казахская прозаАннотация
В статье анализируется многогранность понятия «архетип» в художественных произведениях. Данное понятие было введено в научный оборот и обосновано швейцарским психоаналитиком Карлом Юнгом. К. Юнг, рассматривая бессознательное, разделяет его на два типа: неподвластное воле человека, искушения, как архетип личности (индивидуальное бессознательное) и бессознательное, общее для человечества или определённой нации, этноса, племени, как коллективное бессознательное.
Цель статьи – предоставить на материале произведений современной казахской прозы анализ функционирования архетипов «Дом» и «Бездомье», являющихся многоаспектными и вбирающими в себя множество проблем: история страны, семьи, формирование казахского духовного характера, личности, поиски счастья и т.д. Кроме того, архетипы «Дом» и «Бездомье» представляют социокультурное пространство жизни человека, в котором, как зеркале, отражается общество.
Методологической основой исследования послужили идеи К.Г. Юнга и других ученых-психоаналитиков, литературоведов, эстетиков, философов, заложивших основы концепции архетипа.
В данном исследовании анализировалось проявление архетипа «дом» в литературе и искусстве как художественного средства выражения на основе образов и мотивов сохранившихся до наших дней в мифологии и фольклоре казахского народа, традициях и предрассудках, в общем коллективном бессознательном.
Статья может быть использована в качестве дополнительного учебного материала при подготовке к лекциям и семинарам по дисциплине «Cовременная казахская литература» в высших учебных заведениях.