ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАРЕЧИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В КАЗАХСТАНСКИХ СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЯХ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.67.4.004Ключевые слова:
медиатекст, медиаречь, гипертестуальность, казахстанские сетевые издания, гиперссылка, ссылка-рубрика, новости, текстовая гиперссылка, внетекстовая гиперссылкаАннотация
Статья посвящена рассмотрению характерных особенностей медиаречи как современной разновидности публицистического стиля. В работе показан дискуссионный характер понятия «медиаречь», его поликодовая и диверсификационная направленность. Одной из основных особенностей современной медиаречи является ее гипертекстуальность. Современная казахстанская медиаречь проникнута гипертекстовыми отношениями, и в связи с этим в статье предпринята попытка выявить характерные особенности структурирования гиперссылок казахстанских интернет-изданий на примере сайтов Tengrinews.kz, informБЮРО, Казинформ, Azattyg Ruhy, Newtimes.kz. В результате исследования было обнаружено, что каждое интернет-СМИ применяет гиперссылки в соответствии с общестилевой концепцией издания. Например, ссылки-рубрики помимо структурирования контента отражают политику издания. Текстовые гиперссылки, которые представляют собой глобальное интернет пространство, используются в сетевых изданиях наиболее часто. Кроме того, выявлено, что внетекстовые ссылки являются навигаторами информационных потоков на новостных сайтах.
Автор приходит к выводу, что каждое анализируемое казахстанское интернет-издание нацелено на вовлечение и удержание читателя в пределах своего инфополя, где немаловажную роль играют гиперссылки. Помимо этого, гиперссылки выполняют текстообразующую и стилистическую функцию в медиаречи, хотя каждое интернет-СМИ применяет их в разных пропорциях, основываясь на общей концепции и политике издания.
В современных условиях трансформации СМИ результаты научных наблюдений могут быть полезны при изучении функционирования новостных текстов в медиасреде.