КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

Авторы

  • А. К. Оспанова КазУМОиМЯ им. Абылай хана
  • Т. В. Шевякова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.16.88.010

Ключевые слова:

когнитивный диссонанс, противоречие, дискомфорт, гармония, медиа дискурс, маркер, комментарий, реципиент

Аннотация

Данная статья посвящена определению понятия когнитивного диссонанса и лингвистическим знакам англоязычного медиадискурса, репрезентирующим данный феномен. В статье приводятся определения когнитивного диссонанса, используемые в психологии, социологии, лингвистике, переводоведении, межкультурной коммуникации. Проведен обзор работ исследователей, занимавшихся изучением теории когнитивного диссонанса. Предпринята попытка вывести свое определение когнитивного диссонанса. В работе представлены определения медиадискурса. Рассматриваются ситуации возникновения когнитивного диссонанса, отражающиеся в медиадискурсе. Приводятся различные примеры проявления когнитивного диссонанса с анализом характерных языковых единиц (маркеров). В процессе исследования применялись следующие методы: метод дискурс-анализа, метод контекстуального анализа, концепт -анализ, метод функционально-стилистического анализа.

Информация, полученная человеком посредством медиадискурса, может привести к возникновению  психологического диссонанса, то есть ситуации, в которой новые сведения не вполне соответствуют (или даже  совсем противоречат) его системе знаний. Для того, чтобы избавиться от неприятного состояния, человек либо меняет свое представление об этом явлении (или событии), либо меняет свое поведение. Он стремится к внутреннему балансу своей когнитивной системы. В данном случае малоприятное состояние все же побуждает человека вернуться к состоянию консонанса.            

Наша задача – объяснить этот феномен и на примерах из медиадискурса выделить языковые знаки, сигнализирующие о возникновении когнитивного диссонанса и/или свидетельствующие о попытке избавиться от него. Для этого нами были выработаны экстралингвистические и лингвистические критерии выявления когнитивного диссонанса. В этом заключается научная значимость  исследования.  Проведенное исследование может послужить основой для разработки методических рекомендаций по данному направлению, что является практической значимостью работы.

Загрузки

Опубликован

2023-03-30

Выпуск

Раздел

Статьи