ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Авторы

  • А.Е. Амангалиева ЗКАТУ им. Жангир хана
  • А.А. Джумабекова
  • О.М. Сөйлемез

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.73.2.002

Ключевые слова:

прагматика, прагмалингвистика, прагмастилистика, дискурсивная речь, эксплицитная информация, художественный текст, монолог, диалог ‬

Аннотация

В данной статье представлены и проанализированы текстовые отрывки из художественных произведений, определяющие прагматическую функцию языка  и отражающие  его прагматический потенциал. В научном труде прагматические действия автора в изображении персонажей и сюжета произведения  рассматриваются как один  из  аспектов  прагматической функции  художественного текста.  В настоящее время  не перестают оставаться важными    объектами научного исследования художественные тексты, оказывающие большое влияние на  сознание  общества, в определенной мере просвещающие социум, пробуждающие его внутреннюю культуру, духовный мир, национальное   самосознание.

Художественный текст  не только служит  формированию  языковой   грамотности и обогащению  словарного запаса читателя, но и  является основой  развития  мироощущения личности,  его  общечеловеческих ценностей, воспитания  эстетического вкуса. Очень важное значение имеет  анализ художественных  текстов, всесторонне раскрывающих   ценность  и  значимость  слова, выражающих национальный код языка. Функциональная и прагматическая стороны текста, выделяя эстетическую функцию художественного материала, свидетельствуют о том, что текст представляет собой пространство информационного обмена в ходе установления  коммуникации  между автором и  читателем,  где происходят сложные мыслительные процессы, такие, как получение, обобщение и осмысление информации.

Выражение мыслей   писателя  (автора)   находит свое отражение в речи персонажей художественного произведения, диалогах, монологах, авторских размышлениях, различных выразительных средствах (сравнение, метафора, олицетворение  и.т.д), а также в разнообразных стилистических  приемах. Языковое  содержание  произведения  определяется писателем   в соответствии с прагматическими целями и идеями  создаваемого  произведения.

Цель статьи – определение  функционально-прагматических   аспектов  языка художественного текста. Функциональная прагматика включает в себя  как внутренние, так и внешние сферы языкознания. Помимо этого  категориями функциональной прагматики также могут являться   общество, личность и речевое действие. Можно утверждать,  что человек,  формируясь в обществе,  использует  язык и действует, чтобы найти свое место в  жизни. У любого человека есть свои измерения реальности в познании окружающей среды. Беря начало  и в  категориях  реальности в философии, в функциональной прагматике  этот аспект  носит название экстралингвистической, ментальной, языковой реальности.

Именно поэтому в функциональной прагматике  наряду с правильным использованием языковых форм говорящим и слушающим, важны также их  намерения, интерес, мысль, стиль, тактика. В современном литературоведении для расширения сферы языковых исследований  художественных текстов  очень важна область функциональной прагматики.

 Научная и практическая значимость исследовательской работы. В  работе  определяются характер, психологические и генетические особенности казахского этноса, подчеркивается   яркая индивидуальность   авторов   в мастерстве словотворчества. В этой связи трудно переоценить  важность  анализа художественного  текста,  на который возложена задача  всестороннего  раскрытия  ценности, своеобразия  и особого колорита  в изображении   национального кода казахов. Прагматика читателя включает в себя  вопросы   уровня  восприятия, пропозициональные акты в языке, стилистику  декодирования и  другие. Такие сложные и актуальные темы предопределяют прагматическую  функцию  текста и требуют обширного исследования.

В методологии исследования в целях решения поставленных задач в работе комплексно используются методы сбора рассматриваемых языковых единиц из текстов в художественных произведениях, текстовый анализ, метод описания и др.

Материалы и  заключения, собранные в результате исследования, могут быть использованы в высших учебных заведениях  при написании дипломных и курсовых работ,  а также при проведении базовых и специальных элективных курсов   «Прагмастилистика», «Текст и дискурс», «Прагматика художественного текста», «Прагмалингвистика текста».

Ценность исследовательской работы заключается в том, что в процессе обучения в высших учебных заведениях ее можно использовать на специальных курсах и семинарах, таких как «лингвистика текста на языке художественного произведения», а также в целях составления различных словарей во время занятий.

Загрузки

Опубликован

2024-06-27

Выпуск

Раздел

Статьи