ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.73.2.002Ключевые слова:
прагматика, прагмалингвистика, прагмастилистика, дискурсивная речь, эксплицитная информация, художественный текст, монолог, диалог Аннотация
В данной статье представлены и проанализированы текстовые отрывки из художественных произведений, определяющие прагматическую функцию языка и отражающие его прагматический потенциал. В научном труде прагматические действия автора в изображении персонажей и сюжета произведения рассматриваются как один из аспектов прагматической функции художественного текста. В настоящее время не перестают оставаться важными объектами научного исследования художественные тексты, оказывающие большое влияние на сознание общества, в определенной мере просвещающие социум, пробуждающие его внутреннюю культуру, духовный мир, национальное самосознание.
Художественный текст не только служит формированию языковой грамотности и обогащению словарного запаса читателя, но и является основой развития мироощущения личности, его общечеловеческих ценностей, воспитания эстетического вкуса. Очень важное значение имеет анализ художественных текстов, всесторонне раскрывающих ценность и значимость слова, выражающих национальный код языка. Функциональная и прагматическая стороны текста, выделяя эстетическую функцию художественного материала, свидетельствуют о том, что текст представляет собой пространство информационного обмена в ходе установления коммуникации между автором и читателем, где происходят сложные мыслительные процессы, такие, как получение, обобщение и осмысление информации.
Выражение мыслей писателя (автора) находит свое отражение в речи персонажей художественного произведения, диалогах, монологах, авторских размышлениях, различных выразительных средствах (сравнение, метафора, олицетворение и.т.д), а также в разнообразных стилистических приемах. Языковое содержание произведения определяется писателем в соответствии с прагматическими целями и идеями создаваемого произведения.
Цель статьи – определение функционально-прагматических аспектов языка художественного текста. Функциональная прагматика включает в себя как внутренние, так и внешние сферы языкознания. Помимо этого категориями функциональной прагматики также могут являться общество, личность и речевое действие. Можно утверждать, что человек, формируясь в обществе, использует язык и действует, чтобы найти свое место в жизни. У любого человека есть свои измерения реальности в познании окружающей среды. Беря начало и в категориях реальности в философии, в функциональной прагматике этот аспект носит название экстралингвистической, ментальной, языковой реальности.
Именно поэтому в функциональной прагматике наряду с правильным использованием языковых форм говорящим и слушающим, важны также их намерения, интерес, мысль, стиль, тактика. В современном литературоведении для расширения сферы языковых исследований художественных текстов очень важна область функциональной прагматики.
Научная и практическая значимость исследовательской работы. В работе определяются характер, психологические и генетические особенности казахского этноса, подчеркивается яркая индивидуальность авторов в мастерстве словотворчества. В этой связи трудно переоценить важность анализа художественного текста, на который возложена задача всестороннего раскрытия ценности, своеобразия и особого колорита в изображении национального кода казахов. Прагматика читателя включает в себя вопросы уровня восприятия, пропозициональные акты в языке, стилистику декодирования и другие. Такие сложные и актуальные темы предопределяют прагматическую функцию текста и требуют обширного исследования.
В методологии исследования в целях решения поставленных задач в работе комплексно используются методы сбора рассматриваемых языковых единиц из текстов в художественных произведениях, текстовый анализ, метод описания и др.
Материалы и заключения, собранные в результате исследования, могут быть использованы в высших учебных заведениях при написании дипломных и курсовых работ, а также при проведении базовых и специальных элективных курсов «Прагмастилистика», «Текст и дискурс», «Прагматика художественного текста», «Прагмалингвистика текста».
Ценность исследовательской работы заключается в том, что в процессе обучения в высших учебных заведениях ее можно использовать на специальных курсах и семинарах, таких как «лингвистика текста на языке художественного произведения», а также в целях составления различных словарей во время занятий.