ТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ, СОВЕСТИ В СТИХАХ ШАКАРИМА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.73.2.026Ключевые слова:
Шакарим Кудайбердиев, Абай Кунанбаев, философия, нравственность, человечность, совесть, «Кодекс чести», моральАннотация
Цель статьи – проанализировать актуальные во все времена темы веры и гуманизма на материале творческого наследия известного во всём мире великого казахского поэта, писателя, философа Шакарима Кудайбердиева. Основная идея научной работы – раскрыть суть его духовных поисков, верования, терзания и исповеди, к которым он пришел через целенаправленное познание учений мудрых наставников – Низами Гянджеви́, Хаким Абдулкасим Фирдоуси́ Туси́, Омара Хаяма и др.
Научная и практическая значимость работы заключается в том, что в статье анализируется многогранность понятий «совесть», «Наука совести», «Кодекс чести» в художественных произведениях на основе творчества Шакарима Кудайбердиева.
Методологической основой исследования послужили философские и литературоведческие труды Л.Н.Толстого, А.Кунанбаева, Ш.Кудайбердиева, Б.Рақымжанова, А.Омарова, Т.Жұртбай, Б.Ердембекова, К.Досай, Т.Шанбай и других ученых-литературоведов.
Основным результатом исследовательской работы является то, что в ходе проведенного критического анализа обнаружилось, что политическая социальная среда прочно формирует гармоничное мировоззрение поэта, потому что, если в родной стране всё благополучно, чувствительная душа поэта не обречена на уныние.
В эпоху, когда началось национально-освободительное движение, непоколебимая верность общепризнанным принципам веры и человечности становится движущейся силой прогрессивного развития общества.
Сопереживание родному народу сделало из Шакарима Кудайбердиева достойного сына своей Отчизны, выдающегося поэта-мыслителя, проповедника на благо людей и общества.
В ходе исследования использовались методы теоретического анализа, систематизации, обобщения, вывода, сравнительного анализа художественных, публицистических и научных текстов.
Практическое значение итогов работы заключается в том, что статья может быть использована в качестве дополнительного учебного материала при подготовке к лекциям и семинарам по циклу литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях.