К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ФАУСТИАНСКИХ СЮЖЕТОВ И МОТИВОВ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.73.2.027Ключевые слова:
фаустиана, мотив, традиция, прототип, архетип, Фауст, сюжет, трагедияАннотация
В статье поднимается проблема изучения фаустианских мотивов, выделяются их истоки и трансформация в русской классической литературе на примере творчества А.С. Пушкина и И.С. Тургенева. Также в статье разграничиваются понятия «фаустианский» и «фаустовский»; проводится сопоставительный анализ образа оригинального Фауста и его русских «копий»; выясняется, что образ средневекового чернокнижника и мага Иоганна Фауста в русской литературе наделяется новыми качествами и является одним из наиболее часто встречающихся. В ходе работы использовались методы лингвистического, литературного анализа и сопоставления художественных текстов.
Практическая значимость данной научной работы заключается в возможности открытия новых аспектов изучения русской классической литературы, выявлении связей литературных героев, ставших результатом диалога культур. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что образ доктора Фауста не является чисто западным – проведённый сопоставительный анализ литературных героев позволяет утверждать о существовании образа «русского Фауста», впервые появившегося на страницах русской классической литературы. Статья будет полезна не только для литературоведческих исследований, но и на уроках русской литературы в школах и вузах, так как позволяет организовать изучение творчества указанных писателей не обособленно, а в связи с устоявшимися литературными традициями. Кроме того, подобная методика позволяет открыть классический образ Фауста в новом свете, что составляет научную значимость работы в области литературоведения.