КУЛЬТУРНЫЕ НАРРАТИВЫ ДИАСПОРОЛОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ КАЗАХСТАНА: МЕДИАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.73.2.004Ключевые слова:
дискурс, диаспорологическое сообщество, культурная практика, медиа, медиалогическая парадигма, нарратив, политика памяти, этножурналистикаАннотация
Представленная статья выполнена в рамках парадигмы критических дискурс-исследований (КДИ). Целью работы является выявление тематического перечня культурных нарративов в медиальных диаспоралогических источниках. Основные направления и идеи статьи представлены в русле современных антропологических концепций, согласно которым формирование идентичности в значительной мере определено масс-медийными образцами. Медиалогическое проявление диаспоры, как это доказывается в статье, не сводится только к культурной или медийной зафиксированности интересов этноса: оно создает образ диаспоры и формирует ее идентичность. Такой формой одновременно социального контроля и средством формирования идентичности диаспор в Казахстане стало сочетание республиканских этноизданий и независимых новых медиа, с представленными в них нарративами. Медиалогическое существование диаспор в Казахстане проявляется в том, как сама диаспора себя презентует, в каких формах медиа она проявляется, с каким контентом и к кому она выходит. В большинстве случаев этноиздания предлагают свой ограниченный тематически медиапродукт, в котором вычленяемы три базовых нарратива: 1) исторический нарратив, 2) культурно-этнографический нарратив и 3) персонифицированный нарратив (рассказ о представителях диаспоры). Научная новизна и значимость работы обусловлены впервые предпринятым в работе анализом концептуального пространства национальных медиа в Казахстане. В свою очередь практическая значимость статьи и полученных в ней результатов важны для дальнейших исследований в рамках критического дискурса-анализа, для формирования культурной политики самих этнообъединений и для современной журналистской теории и практики. Методология исследования базируется на междисциплинарном стыке, в котором объективный этнологический подход корреспондирует с современными медиалогическими концепциями. Основные результаты получены в результате конкретного анализа актуальной медиальной практики Казахстана. Статья полезна в методологическом аспекте для филологических, лингвокультурологических и антропологических исследований. Практическое значение итогов работы важно для организации работы этноорганизаций, а также для преподавания дисциплин, имеющих в качестве объекта рассмотрения медиадискурс.