ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПОРИЦАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИНТЕРВЬЮ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.4.75.012Ключевые слова:
политическое интервью, оценочное высказывание, порицание, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, инициирующая реплика, речевое воздействие, коммуникативная цельАннотация
В статье анализируется стратегия порицания в политической коммуникации на материале интервью с президентом США Джо Байденом. Изучение коммуникативной стратегии порицания в инициирующей реплике интервьюера представляет большой исследовательский интерес и позволяет отразить особенности поведения участников коммуникации. Цель исследования заключается в систематизации коммуникативных тактик, реализующих порицание в речи интервьюера. Выделение речевых средств, осуществляющих данную цель журналиста, обнаруживает особенности поведения участников, в частности, и специфику жанра политического интервью, в целом. Задачей статьи является уточнение понятий политическое интервью, стратегия порицания, тактика порицания.
Результаты исследования являются вкладом в изучение оценочных высказываний в политических текстах. В работе применены методы контекстуального, компонентного и прагмалингвистического анализа. В ходе исследования было установлено, что тактики упрека, обвинения, иронии и сравнения реализуют порицание в политическом интервью. Практический материал демонстрирует стратегическое использование речевых средств лексико-семантического и синтаксического уровня для достижения коммуникативной цели интервьюера. Стоит отметить употребление экспрессивно-оценивающих существительных, прилагательных и глаголов с негативной коннотацией. Кроме того, часто используются повторы, синтаксический параллелизм для усиления порицания. Особую роль на синтаксическом уровне играет риторический вопрос, который является одним из эффективных способов воздействия на адресата. Следует подчеркнуть, что с помощью порицания журналист выражает критику, выясняет политическую позицию интервьюируемого. Практическая ценность работы заключается в использовании основных выводов для исследований в области исследования оценочных высказываний в политической коммуникации.