КОМПЕТЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.73.2.019Ключевые слова:
языковое образование, когнитивно-дискурсивная, интегративно-стратегическая, информационно-операциональная компетенции, цифровая трансформация, реализация языкового образования, лингводидактические условия, подготовка инофилологов, методологические подходыАннотация
Статья посвящена проблемам интеграции языкового и цифрового аспектов подготовки иноязычных филологов. В данной статье ставится цель – совершенствование методической системы языкового образования будущего филолога в условиях цифровой трансформации. В связи с этим определяется задача – уточнить понятие «языковое образование» и выбрать состав компетенций, который войдет в контент модели для их актуализации в цифровом формате. В основу данной статьи легли проблемы реализации языкового образования в условиях цифровой трансформации, поэтому в статье решаются задачи классификации и определения компетенций, структуризации их для определения ожидаемого результата в условиях цифрового осмысления языкового образования будущего филолога. В Государственном общеобязательном стандарте высшего образования Республики Казахстан (ГОСО РК) прописаны и сгруппированы профессионально значимые качества личности, зафиксированные в образовательных программах как ключевые компетенции. На основе изучения и анализа указанных документов получены лингводидактические условия формирования языковых компетенций, в структуре которых содержатся компоненты, дающие концептуальный, процессуальный и результативный аспекты подготовки инофилологов. Ценность исследования заключается в том, что в рамках понятия методическая система обучения и структуры информационно-лингвистической компетентности раскрывается сущность компетенций, которые важны для подготовки инофилолога: когнитивно-дискурсивная, интегративно-стратегическая, информационно-операциональная компетенции. Формирование этих компетенций связано с глубоким осмыслением ожидаемых результатов, которые предполагают умения студента оперировать нормой и системой родного и иностранного языков с учетом лингвопрофессиональных возможностей цифровых платформ, содержащих языковые, функциональные, прагматические, семантические особенности задач иноязычного образования. Лингво-дидактический опыт формирования информационно-лингвистической компетентности языкового образования дал положительный результат в практике преподавания языков. Представленная нами в работе модель реализации методической системы языкового образования нацелена на формирование когнитивно-дискурсивной, интегративно-стратегической, информационно-операциональной компетенций будущих филологов.