ОСОБЕННОСТИ БИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ: РОЛЬ ЛИЧНЫХ ИМЁН В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАТИВНО-МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.4.75.007Ключевые слова:
антропонимия, миграция, билингвы, билингвизм, межкультурная коммуникация, картина мира, личные имена, культура, неофициальные имена, полилингвальная средаАннотация
В статье рассматриваются особенности именования в билингвальной и полилингвальной среде современного мира. Изучение неродного языка с опорой на личные имена представляет собой полезную практику межличностной и межкультурной коммуникации, так как они отражают традиции, верования и историко-культурный контекст, а также влияние миграционных процессов. Это воздействие сохраняет культурные коды народа, что отражается в повседневном общении и обучении, находит отражение в учебно-научной литературе. Цель исследования состоит в анализе формирования и функционирования бикультурной личности через призму личных имен в современных условиях би- и полилингвального образования. Актуальность темы обусловлена миграционными процессами, академической мобильностью, влияющими на культурную и языковую идентичность через личное имя. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке концептуальных основ изучения бикультурной личности и применении результатов в обучении русскому языку и межкультурной коммуникации. Научная новизна исследования состоит в выявлении специфических характеристик личных имен как маркеров бикультурной идентичности, и определяется важностью правильного их использования в различных текстах и ситуациях общения. Впервые проводится комплексное исследование личных имен в контексте бикультурности, что помогает глубже понять процессы формирования культурной идентичности и адаптации обучающихся, переехавших из различных регионов и стран в Казахстан. Методы и материал исследования основаны на комплексном подходе, включающем анализ и синтез теоретического материала, изучение научной литературы по теме и извлечения антропонимов из различных источников. Социолингвистический анализ личных имен использовался в фокус-группах и основан на анализе особенностей различных социокультурных контекстов. Качественные методы исследования включали полуформализованные интервью и фокус-группы с представителями различных этнических групп, проживающих в Казахстане с целью выявления представлений обучающихся о культурной идентичности и роли личных имен. Материалом исследования послужили антропонимы, извлеченные из школьных учебников по русскому языку и литературе, образовательных материалов и лексикографических источников. Научные публикации и монографии предоставили теоретическую базу и контекст для анализа данных. Все это позволило авторам обеспечить всестороннее понимание процесса формирования бикультурной личности и роли личных имен в этом процессе в многонациональном обществе Казахстана.