ТАУПЫК РЫМЖАНОВ – НОВАТОР ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2022.64.1.025Ключевые слова:
сказка-рассказ, фэнтези, Три мира, волшебное сияние, райский ключ, вераАннотация
В статье подробно рассматривается художественное, познавательно-воспитательное значение сказок-рассказов писателя Таупыка Рымжанова «Цветочное дерево», «Подвиг оливковой ласточки» и др. Также определяется, что произведение, наполненное приключениями и идейно-художественными изысканиями автора, является жизнеспособным произведением, принесшим новизну в детскую литературу. В статье отмечается, что казахские писатели поднимали наиболее актуальные проблемы общества, помещая сказки, легенды и предания в сюжетные линии своих произведений. Даются определения отечественных ученых о жанрах сказки, повести, фэнтези.
Цель статьи – проанализировать жанровые, художественные, познавательные особенности сказочно-повествовательной повести, посвященной пропаганде национального духа, написанной на патриотическую тему, оценить ее с точки зрения сегодняшнего дня, обратить внимание на авторскую позицию писателя.
Основной акцент статьи сделан на том, что в переходный период в лавине потрясений и прорывов стоял Таупык Рымжанов, который внес новый вклад в детскую литературу, придав национальный оттенок различным течениям мировой литературы. Исследуется вопрос о том, что способствовало освоению и развитию жанра фэнтези в литературоведении. Автор - представитель трех царств, описывая борьбу между ними, напоминает казахское прошлое и дает направление на будущее. Открывает возможности для расширения кругозора читателя, совершенствования его культуры, воспитания уважения к нашим национальным ценностям. Это позволяет сформировать у обучающихся навыки анализа литературного текста, овладеть способами исследования.
Практическая значимость статьи в том, что у обучающихся, осуществляющих литературно-теоретический, социально-психологический анализ произведения «Цветочное дерево», формируются навыки анализа текста. Знания о нравственности, удовлетворенности, терпимости, духовной чистоте расширяются, они получают духовную пищу. Результаты могут быть использованы в преподавании современной казахской литературы и детской литературы.