МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ТРЕНДОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Авторы

  • М.Ш. Мусатаева КазНПУ имени Абая
  • Д.С. Дюсенова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.75.65.019

Ключевые слова:

метапредметность, лингводидактика, междисциплинарность, трансдисциплинарность, активизация, метазнания, метаумения, личностно-ориентированный подход.

Аннотация

Начало XXI века ознаменовалось активным развитием технологий, что способствовало чрезмерно быстрому развитию человеческой цивилизации, динамизму социальных процессов, широким социальным контактам и бурным потокам информации. Этим обстоятельством вызвана необходимость адаптации человека к новым условиям, когда мобильность во всех сферах жизни стала неотъемлемой частью человеческой жизни. Особую актуальность эта проблема приобретает в сфере образования, призванной совмещать в себе две противоположные характеристики: фундаментальность и инновационность, поэтому педагогика в целом и лингводидактика в частности ищут новые подходы к обучению, обеспечивающие формирование, развитие и совершенствование у обучающихся устойчивых навыков поиска, «добычи» новых знаний и адаптации полученной в бесконечном потоке коммуникативного пространства информации в учебных целях. Одним из путей реализации этой сверхзадачи представляется метапредметный подход в обучении, который базируется на метапредметном содержании образования и метапредметной деятельности учеников. Исходя из этого, целью данной статьи является обозначить сущностные характеристики данного подхода и пути его реализации в обучении русскому языку в казахской школе. Научная значимость заключается в развернутой характеристике метанавыков и метаумений, в статье выделяются различия между понятиями, обосновывается необходимость их формирования у современных школьников, а практическая значимость – в анализе ГОСО, ТУПа и учебника с целью выявления элементов метадисциплинарного подхода. Методология исследования основывается на работах А.В. Хуторского о метапредметном обучении. Результаты исследования показывают, что русский язык как школьный предмет является эффективным инструментом формирования метанавыков и метаумений, способствующих легкой адаптации учащихся в постоянно меняющемся мире. Ценность исследования – методологические основы современной казахстанской программы и учебников по русскому языку для казахских школ;

-сущностные характеристики данного подхода и пути его реализации в обучении русскому языку в казахской школе. Итоги работы могут быть использованы при подготовке тренингов для учителей русского языка в казахстанских школах.  

Загрузки

Опубликован

2023-03-30

Выпуск

Раздел

Статьи