РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ ЭПИСТОЛЯРНОЙ ПРОЗЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.70.3.030Ключевые слова:
эпистолярное наследие, эпистолярный жанр, архив, рукопись, проблема литературы, литературная критика, литературное наследие, культурное наследиеАннотация
В статье рассматриваются открытые письма и письменные данные казахской интеллигенции начала ХХ века, связанные с судьбой нации, языковыми проблемами, а также их частные письма из переписки с видными государственными и общественными деятелями, писателями, рядовыми читателями.
Цель статьи – рассмотреть письма казахских писателей начала ХХ века, определить содержание их писем, художественную структуру, представление об обществе и реалиях времени. Можно констатировать, что казахская интеллигенция проявила большую основательность в эпистолярном жанре. Для достижения поставленных целей была проведена работа по отбору и тематической классификации эпистолярных произведений начала ХХ века. Раскрыто и проанализировано содержание писем А. Бокейхана, А. Байтурсынова, М. Шокая, С. Сейфуллина, С. Муканова на различные темы. Кроме того, авторы приняли во внимание использование элементов эпистолярного жанра в произведениях художественной литературы. Эпистолярные произведения начала ХХ века ранее не являлись объектом изучения отечественными литературоведами. Авторы статьи восполняют этот пробел и тематически классифицируют эпистолярный жанр в литературе ХХ века.
В ходе написания статьи были взяты за основу традиционные методы научного анализа и синтеза, хронологический, комплексный анализы.
Благодаря анализу переписки между писателями в начале ХХ века, было установлено, что чаще всего в них речь идет о судьбе литературы, художественного произведения, наследии нации, положении народа, проблемах родного края. Эпистолярную прозу начала ХХ века автор классифицирует следующим образом: письма, написанные по социальным вопросам страны; письма, написанные по вопросам науки и образования, проблемам языка; письма, показывающие образцы дружеского общения; эпистолярные жанровые образцы, встречающиеся в художественных произведениях.
Статья вносит вклад в изучение дисциплины «Литературная критика», преподаваемой в высших учебных заведениях. Результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного учебного материала при подготовке к лекциям и практическим занятиям, предназначенным для ознакомления с жизнью и творчеством писателей.