РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АННОТИРОВАНИЯ ТЕКСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2021.62.3.009Ключевые слова:
научный стиль, первичные научные тексты, вторичные научные тексты, аннотация, компрессия, главная и второстепенная информация, клише, самостоятельная работаАннотация
Формирование и совершенствование навыков аннотирования текстов является важным компонентом культуры научной речи специалиста новой формации. Поиск необходимой информации, ее содержание и значимость во многом зависят от грамотно составленной аннотации. Умение создавать аннотированные тексты носит общенаучный характер, так как реализуется в процессе изучения всех дисциплин вузовской программы и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в быстро расширяющемся информационном пространстве
Целью данной статьи является описание некоторых методов и приемов обучения письменного аннотирования текстов, используемых на занятиях по русскому языку в группах с казахским языком обучения.
В статье проводится обзор научных работ, посвященных исследованию жанра аннотации, отмечается, что в методике обучения русскому языку все больше внимания уделяется проблеме написания аннотации к различным текстам. Автором рассматриваются языковые и стилистические особенности современного научного текста, специфические особенности аннотации, виды аннотаций, уточняется определение аннотации, определяется сущность аннотирования текста, перечисляются функции аннотации. С целью развития у студентов навыков написания аннотаций предлагается комплексное поэтапное обучение аннотированию текстов на каждом занятии по русскому языку. В статье описывается методика проведения каждого этапа, цели и задачи, предлагается выполнение системы упражнений и заданий. Предлагаются различные речевые стандарты-клише, рассматриваются нормы составления аннотации, грамматическая и стилистическая структура аннотации, а также логичность изложения информации. Выявляются причины неграмотного составления аннотации студентами казахского отделения. Даются практические рекомендации по составлению аннотации, приводятся примеры из личного практического опыта.
Практическое значение исследования состоит в том, что предложена система упражнений, направленных на отработку умений прогнозировать содержание текста, производить компрессию текста, излагать извлеченную и переработанную информацию в виде аннотации. Обучение составлению аннотации студентами на занятиях по русскому языку имеет большое значение для организации как учебной, так и научной деятельности, а также для формирования умений, связанных с восприятием и переработкой научной информации.
Материалы данной статьи могут быть использованы на практических занятиях по русскому языку, профессиональному русскому языку в группах с казахским языком обучения, а также при чтении специальных курсов в языковых и неязыковых вузах.