ЯЗЫКОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: НОРМА И УЗУС
DOI:
https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.70.3.015Ключевые слова:
социальная сеть, виртуальное общение, интернет, норма, узус, сленг, письменно-устная речь, виртуальное пространствоАннотация
На сегоднящий день все явления, возникающие в обществе, отражаются и регистрируются в языке. В интернете, в социальных сетях постоянно появляются новые понятия, новые языковые единицы на всех языках мира. Такое явление есть и в казахском языке. Развитие IТ-технологий проложило путь к усилению виртуальных коммуникаций в обществе. Виртуальное коммуникационное пространство изо дня в день заменяет реальное общение. Виртуальная коммуникация обладает потенциалом, способным изменить языковые нормы коммуникации в реальном мире.
В статье подчеркивается, что главной особенностью коммуникации в социальных сетях является замена участника в виртуальном общении реальным участником. Рассматриваются научно-практические вопросы текстов дискурса социальной сети. Даны научные взгляды зарубежных и отечественных ученых, высказанные в рамках темы. Научная значимость темы состоит в том, чтобы определяется разница между нормой и узусом в казахскоязычной социальной сети. Тексты в социальной сети не являются источником знаний, они носят новостной или развлекательный характер, соответственно, они должны иметь краткую, но обширную информацию, информация в тексте передается не только буквой, но и изображением, звуком и видеозаписью. Можно считать, что в настоящее время появился стиль Интернет-коммуникаций.
Также дается характеристика работы профессора Р. Сыздыка в начале XXI века в рамках темы. При обосновании языка социальной сети на казахском языке, изучении работ прикладной направленности в мировом языкознании в данном направлении используются методы обзора, описания, изложения и анализа. Примеры в социальных сетях анализируются как лингвистический текст.
Статью можно использовать в качестве дополнительного учебного материала при подготовке к лекциям и практическим занятиям по дисциплине «Культура речи и языковая коммуникация» в вузах.
Цель и задача статьи – рассмотреть социальный сетевой дискурс как вид интернет-дискурса, определить языковые особенности его текста, определить, в какой степени норма сохранена в социальной сети, а также определить привычное применение.
Высказываются общие требования к текстам социальных сетей. На основе собранного материала мы проанализировали лингвистические (грамматические, морфологические, синтаксические) особенности казахских текстов в социальных сетях, а именно в фейсбук и ватсап, разделив их на десять групп, и в результате пришли к выводу, что язык социальной сети, используемый в целях экономии слов, требует особого изучения.